Среда
15.08.2018
00:40
Приветствую Вас Гость
RSS
 
САЙТ ПАСТУШЕНКО СВЕТЛАНЫ НИКОЛАЕВНЫ
Главная Регистрация Вход
Каталог файлов »
Меню сайта

Категории раздела
Мои файлы [45]

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Главная » Файлы » Мои файлы

Открытый урок 4 класс ОРКСЭ Православная культура тема: "Христианская семья"
[ Скачать с сервера (32.5 Kb) ] 29.09.2015, 21:39

ОРКСЭ «Православная культура»

Учитель начальных классов Пастушенко С.Н.

Тема урока: Христианская семья

Тип урока: изучение нового материала.

Класс: 4

Цель урока Создание на уроке условий для приятия семейного жизненного уклада как одного из основополагающих условий существования сильного государства, понимания важности сохранения добрых отношений с близкими, умения видеть беды другого человека и стараться помочь Задачи урока

Обучающая: Знакомство детей со смыслом обряда венчания, особенностями семейных традиций в православной культуре, семейными традициями императорской России.

Воспитательная: Воспитание ответственности членов семьи друг за друга, усвоение, что означает выражение «носите бремена друг друга»

Развивающая: Развитие чувства ответственности за свои поступки, понимания, какие качества необходимы жениху и невесте для создания христианской семьи (любовь, решимость подарить себя друг другу, готовность все претерпеть ради сохранения семьи, верность)

Виды деятельности

Беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи, участие в учебном диалоге.

Основные термины и понятия

Семья. Ценности. Любовь. Венчание. Семейные традиции. Бремя.

Задачи урока:

Раскрыть важность и необходимость для каждого члена семьи любви, уважения, взаимной помощи, согласия, мира в семейной жизни.

Ключевые понятия урока: семья, любовь

Оборудование: компьютер, экран проектор презентация к уроку, венок из цветов ( аппликация) ромашки, дерево, видео и аудиоматериалы.

В конце урока дети должны:

 

1.       Познакомить с понятиями: семья, христианская семья, ценность, венчание, венцы, традиция, молитва, тактичность.

2.      Познакомить с основными ценностями христианской семьи.

Развивающие:

1.      Обогащать словарный запас детей.

Воспитательные:

1.      Воспитывать уважение к христианской семье в целом и к ее традициям.

Оборудование: компьютер, проектор, презентация, учебник.

Формы работы на уроке: слушание, работа с раздаточным материалом рассматривание и обсуждение иллюстраций к уроку, работа с учебником.

Основные понятия: семья, христианская семья, ценность, традиция, дисциплина, молитва, тактичность.

 

Организационный момент

Добрый день! Давайте повернёмся и поздороваемся с нашими гостями! Проверьте, всё ли у вас готово к уроку. Садитесь, пожалуйста!

Ввод в тему урока

На сегодняшнем уроке мы с вами  узнаем, что самое главное должно быть в жизни любого человека.

О чем пойдет сегодня речь вы узнаете, выполнив задание.

У вас на партах подготовлены пословицы, но не целиком, а отдельные части. Вам нужно собрать пословицы целиком. Слайд 1

 

Вся семья вместе,

так и душа на месте

Человек без семьи,

что дерево без плодов

Семья без детей,

что цветок без запаха

На что клад,

коли в семье лад

В гостях хорошо,

а дома лучше

Дом красив не углами,

а пирогами

В семье любовь да совет,

так и нужды нет.

Где любовь,

там горя нет.

Вся семья вместе,

так и душа на месте.

 

Сообщение темы урока

- Какая тема объединяет все пословицы?

_ тема Семьи

-Как вы думаете,  о чем пойдет речь на уроке?

- о семье

- Правильно, сегодня мы поговорим о семье, расширим наши представления об этом,  понятии увидим, что же оно в себя включает, какие категории входят в понятие «христианская семья». Тема нашего урока: «Христианская семья».( слайд 2)

Беседа по теме

- Как вы понимаете слово семья? (Высказывания детей)

-Что такое семья?

 -Давайте узнаем, как это слово толкуется в словаре.

- Семья-  это группа живущих вместе близких  родственников.    Слайд 3 Семья –  это союз двух людей (мужчины и женщины), основанный на любви и взаимопонимании. Отличительный признак семьи – это любовь, которая лежит в основе ее; семья – зримое воплощение любви нескольких людей друг к другу. Семья основана на взаимной любви мужа и жены и на любви родителей и детей. 

Учитель:  В учебнике стр 86  Семья – это маленький ковчег, призванный ограждать детей от беды. Это гнездо, в котором детей готовят ко времени их самостоятельного полёта. (Что такое ковчег? – прибежище, укрытие) слайд 4 Почему  именно такое сравнение используется?

-Семья – наш дом, наша защита, наша опора. Семья убережет от бед и невзгод.

 -Как создается семья? Семью создают два человека, любящие друг друга)  слайд 5

(Семья основана на радости и создана ради нее начинается с любви слово любовь

Скажите, пожалуйста, какую ценность нам необходимо поставить первой в понятии «семья»? ( на чем основывается любовьлюбовь какая? ( к маме, к ближнему, к родине)

+ Любовь.

Задание на карточках   Вычеркни то, что противоречит любви.слайд 6-7

«Любовь  долготерпит, милосердствует, обижается, не завидует, не превозносится, раздражается, не гордится, не верит, не мыслит зла, не прощает, не радуется неправде, а сорадуется истине, требует, всё покрывает, всего надеется, упрекает, всё переносит.»

Слова из бибилии  святой апостол Павел

 Христианская семья берёт начало от Бога. Как вы думаете, почему?

    И сотворил Бог человека по образу и подобию Своему, по образу Божию сотворил; мужчину и женщину сотворил их.

-Как называется вступление в брак в православии? Слайд 8

- Венчание

 – Семью создают два человека, полюбившие друг друга. Издавна на Руси православные люди, решившие создать семью, венчались в церкви. Венчание – одно из важнейших таинств в Православной церкви. Венчание будущих супругов совершается священником, который благословляет жениха и невесту на счастливую семейную жизнь. Молодые люди обещают любить друг друга, заботится друг о друге, никогда не оставлять ни в беде, ни в болезни и никогда не нарушать священного брачного союза. На головы жениху и невесте во время венчания возлагают венцы. Это знак того, что они князь и княгиня,  Венец – это награда за решимость подарить себя друг другу.) ( фрагмент)

Венцы, которые надевают на молодоженов при совершении таинства венчания означают одновременно и награду и мученичество. Венец – это еще и награда за их решимость подарить себя друг другу. Но еще это и «мученический венец». Слайд 9 Когда молодожёнов торжественно водят по храму с венцами на головах, хор поет молитву именно мученикам – людям, которые были когда-то убиты за свою верность Богу и Церкви. Напоминает о мученическом терновом  венце ( Венец Иисуса Христа)

Что такое венцы – прочитать  ( учебник стр 87

Венец, также как и обручальное кольцо не имеет конца и означает, что жених и невеста должны быть верны друг другу, когда станут мужем и женой. Слайд 10

- В самых бедных храмах, где нет специальных венцов, на голову жениха и невесты иногда надевают венки из полевых цветов.

  Мы на уроке технологии изготовили цветы, из них получился вот такой венок, он будет символизировать  семью, мы к концу урока попробуем ответить на вопрос,  какие семейные ценности есть в   христианской семье

Исследовательская работа с текстом.

– Ребята, без чего не может быть крепкой семьи? Ценности  Сейчас мы постараемся разобраться в этом. Послушайте притчу. Слайд 11

Как-то поутру два старых голубя, самец и самка, почувствовали, что на сей раз им не вылететь из гнезда. Птицы были стары и немощны. Перья на крыльях и хвосте потускнели и ломались, глаза не видели. Силы были на исходе.

Старики голуби  решили не покидать более гнездо и вместе ожидать последний час, который не замедлит явиться.…Но они ошиблись – явились их дети. Они узнали, что старикам  туго приходится одним,  и собрались все вместе

Один из них сказал:– От наших родителей мы получили величайший и бесценный дар – жизнь. Они вскормили и взрастили нас, не жалея ни сил, ни любви. И теперь, когда оба они ослепли, больны и уже не в состоянии прокормитьсебя, наш святой долг – вылечить и выходить их!

Голуби-дети  построили  новое гнездо, куда бережно перенесли старых родителей. Согрели их своими крыльями, затем напоили родниковой водой, накормили и осторожно выщипали свалявшийся пух и старые ломкие перья, добыли лесную траву, которая исцеляет от слепоты.

И вот настал радостный день, когда отец и мать раскрыли глаза, огляделись и узнали всех своих детей.

–Скажите, что помогло вернуть голубям родителям зрение и силы?

Забота о ближнем, внимание терпение благодарность

– (прикрепляем на доску)    

-Главная  книга православного человека? ( Библия)                                                                 Кто помнит, по каким законам живет православный человек ? (Заповеди)                        -В какой заповеди  Божией говорится о почитании родителей?                               Заповедь №5

Почитай отца отца твоего и мать твою, и продлятся дни твои на земле слайд 12

-Давайте вместе прочитаем

Каждая семья – это уникальное объединение людей разного возраста. Вы, ребята, должны почитать родителей: в детстве – слушать их, в молодости – советоваться с ними,  в зрелом возрасте – заботиться о них.

Если заповедь эта исполняется, то семья хорошая. Бывает, что по одному человеку судят о всей семье. Нужно дорожить доброй молвой о своей семье.

Как вы думаете, почему слушаться и уважать родителей так важно? (дети отвечают)

Не выучив азбуку и арифметику, не пройдя начальную школу, не постигнешь и сложных наук. Вот так же и в жизни. Не научившись слышать, уважать и любить своих родителей, не сможешь любить Бога и других людей. (щелчок)  Поэтому в Православии семью называют малой церковью.

 

Физминутка

. Раз - подняться, подтянуться

Два - согнуться, разогнуться

Три - в ладоши три хлопка, головою три кивка.

На четыре - ноги шире.

Пять - руками помахать

Шесть - за стол тихонько

 

– Вас ждёт еще одно задание. Прочитайте самостоятельно свои истории и подготовьте ответ на вопрос (устно). ( Читает кто-то один)

Жил в одном селении гончар. Знаменитый он был мастер, приезжали к нему с заказами и важные господа. А среди соседей считалось делом чести держать в доме посуду, сделанную этим гончаром. Одним словом, изделия мастера всеми очень ценились.

Гончар сам лепил, сам расписывал, сам и обжигал. А в помощниках у него были сыновья да дочки, да жена – золотая душа. Поднимутся под солнышко, помолятся – и за дело. Кто печи топить, кто глину месить, а кто цветочков да петушков рисовать. Работают да поют, поют да работают.

Вопрос: Молитва, песня объединяла всех членов семьи гончара. Подумайте, что еще является связующим звеном для всех в этой семье?

+ В семье гончара, кроме молитвы и песни связующим звеном является труд. Трудился каждый в семье, даже маленькие дети. (На магнитной доске – «Труд каждого»; «Общее дело».)

Данные компоненты необходимы, чтобы семья христианина была дружной и крепкой. А если вы прочитаете 4-й абзац на странице 87, то сможете назвать мне еще несколько составляющих.

Традиции Ребята, а кто пояснит нам значение слова «традиция»? (Если дети затрудняются, учитель объясняет сам.) слайд 13-14

+ То, что перешло от одного поколения к другому, что унаследовано от предшествующих поколений. ( словарь)

+ Общие события и праздники. (Выносятся на магнитную доску)

– На какие праздники обращают внимание авторы учебного пособия? Почему?

+ Рождество Христово, Пасха. Троица, Благовещение,   В эти дни люди становятся ближе друг к другу. слайд 15

У любви есть еще одно проявление – дисциплина, этот "крест власти", который призваны нести родители. Дисциплина, прежде всего,  означает признание порядка, сложной структуры власти и послушания, которая созидается в семье. Это и подчинение жены мужу, и уважение мужа к жене.

Основная цель христианского воспитания в семье – научить детей понимать, что есть добро, что значит быть добрым. В христианской семье ребенок приобретает умение заранее замечать то, что может причинить боль другому человеку. Такое умение называется тактичностью.  Слайд 16 (Выносится на магнитную доску)  – Прочитаем вслух предпоследний абзац (читают «по цепочке» вслух).

– О каком понятии узнали мы из содержания.

 (Чтение учебника на стр. 87, пример про сыновей).

Хамство – прочитать

Ребята, вот теперь наша опорная запись представлена широко, ёмко. Посмотрите внимательно, как много необходимо компонентов, чтобы христианская семья была счастлива, дружна, крепка! – если люди готовы сделать все, чтобы их семья была такой, они идут венчаться.

Ребята, а что еще должно быть в семье, чтобы был порядок ( дисциплина)

Родители-христиане могут помочь детям понять, что в основе всякой дисциплины лежит один принцип: "Да будет воля Твоя", а не принцип родительского "я так хочу".

Основные положения семейной дисциплины, которыми руководствуются христиане:   Вся семья, включая родителей, должна следовать одним и тем же правилам и запретам.

-У вас на партах лежат ромашки,  которые вы сделали на уроке технологии. Символом чего является ромашка? ( символ семьи, любви и верности)

Какой праздник отмечается в России, посвященный семье  (8 июля День семьи) Петр и Февронья .  Я предлагаю вам написать на лепестках ромашки пожелания для своей семьи . Вы будете рисовать  и слушать песню гимн семье видео

Мне хочется закончить урок словами:слайд 17

         Берегите друг друга,

         Добротой согревайте.

         Берегите друг друга

         Обижать не давайте

         Берегите друг друга

         Суету позабудьте

         И в минуту досуга

         Рядом вместе побудьте.

          Пусть в вашем доме всегда царит теплота, уют и взаимопонимание, свято храните честь своей семьи.

И на память мы хотим подарить нашим гостям ромашки с пожеланиями.

Слайд 18

Урок окончен.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Возможные физминутки к уроку:

Мы семья – всегда мы вместе,

Нам нельзя стоять на месте

И друг другу если можем,

Мы всегда во всём поможем.

Маме дружно помогаем-

С полок пыль мы вытираем,

Моем гладкие окошки,

Со стола смахнём мы крошки,

Протрясём половики,

Чисто вымоем полы.

Потрудились, отдохнули,

Сели разом за столы.

И дождались тишины.

 

 

 

Осенью, весною

 Летом и зимою

 Мы во двор выходим

 Дружною семьёй.

 Встанем в круг и по порядку

 Каждый делает зарядку.

 Мама руки поднимает,

 Папа бодро приседает

 Повороты вправо - влево

 Делает мой братик Сева.

 Я сама бегу трусцой

 И качаю головой.

 

 

. Раз - подняться, подтянуться

Два - согнуться, разогнуться

Три - в ладоши три хлопка, головою три кивка.

На четыре - ноги шире.

Пять - руками помахать

Шесть - за стол тихонько

 

 

 

Физминутка « Семья »

 Раз, два, три, четыре

(хлопки в ладоши)

 Кто живет у нас в квартире?

(повороты в стороны с подниманием плеч)

 Раз, два, три, четыре, пять

(Хлопки в ладоши)

 Всех могу пересчитать;

(указательным пальцем пересчитывают)

 Папа, мама, брат, сестренка,

 Кошка Мурка , два котенка,

 Мой щегол, сверчок и я-

 Вот и вся наша семья!

Категория: Мои файлы | Добавил: Светлана
Просмотров: 1928 | Загрузок: 132 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт

Поиск

Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz